↑ Наверх
27 июля 2018МненияПросмотров: 2108

«Без напряженья» или Монеточка, как феномен эстрадной вторичности

Арсен Даниэль: «Пиарщики работают потрясающе, респект пиарщикам. Еще неделю назад знать не знал о Монеточке, теперь сильно знаю. А сегодня еще и послушал, наконец. И загрустил».

Арсен Даниэль: «Пиарщики работают потрясающе, респект пиарщикам. Еще неделю назад знать не знал о Монеточке, теперь сильно знаю. А сегодня еще и послушал, наконец. И загрустил».

Разумеется, сначала нужно услышать и увидеть, вот, пожалуйста.

“А мне - очень понравилось!”  скажет значительно больше народу, чем наоборот. И даже объяснит, почему - это свежо, это оригинально, это очень не похоже на плесневелую официальную эстраду с афиш, это “хорошие стихи”, “хороший голос” и это как бы “следующий уровень” над общепринятой альтернативой. Закономерный прогресс над всяческими пронзительными “земфирами”, гнусаво-растаманскими “пятницами” и одинаковыми “рэперами”. Как бы включающий в себя инструментарий первой (берущими за сердце высокими нотами), медитативную отрешенность вторых и гипервербальность третьих.

И всё так, слушаешь - и ощущаешь, как всё это не похоже, но узнаваемо. Как много в этом остромодного этого пренебрежительно-расслабленного артистизма нового поколения - когда без вздутых вен на горле, без грима и сложных костюмов, даже без особых аккомпанементов, поёт душа поколения. И душа эта декларирует понятные вещи - искренность, естественность, прямоту и то самое, сформулированное БГ еще в начале 80-х - “но без напряжеееенья!”

“Как она это удивительно делает, весь этот сложный, кружевной “рэпчик”, вся эта непростая мелодия, колдовство же!” - думает благодарный зритель. А потом еще и узнаёт, что почуявшие недоброе динозавры сцены стараются нашу девочку не пущать, критикуют ее юношеские прыщи и прочие “далёкие от искусства” недостатки, а значит - “хорошие сапоги, надо брать!” И растёт, растёт новая звезда, и все говорят о ней, а некоторые даже слушают.

Когда мы смотрим, как работает фокусник, мы знаем, что где-то он нас обманывает. И нам, конечно, безумно интересно, где и как, но удовольствие быть обманутым настолько ярче, что хочется пнуть зануду, шепчущего “Вот, смотри, у него в рукаве двойной кармашек, вот сейчас его можно заметить”! Да плевать, как он это сделал, смотри, как все счастливы! Со здешней эстрадой и певицами все почти так же. Подделка и имитация разоблачаемы только если знать, что именно было оригиналом. В ее изолированном пространстве давно уже отсутствует не только доступ к оригиналу, но и само желание его знать. Более того, чудесным образом наработалось то, чего не было даже при советской власти - высокомерное отторжение первоисточников.

Собственная гордость” в здешнем звуке испокон веков строилась по шкале “не хуже, чем” и всегда в любой советской/российской звезде читался первоисточник любого звука и ужимки. Понятное дело, что когда это отслеживалось и запрещалось советской властью, приходилось выдумывать то “Бременских музыкантов”, то “Трех мушкетеров”, то “Юнону и Авось”, чтобы всласть поиграть “не хуже” Вэйкмана и Гилмора... ну, или Стикса какого-нибудь. Все были в курсе, но было важно. В телевизоре и по радио не было ничего подобного, оригинал знал один процент аудитории, остальные имели доступ только к официальному суррогату. Понятное дело, что и любили его и пользовались, и до сих пор на имена “Магомаев” и “Бюль-Бюль Оглы” взвиваются знатоки, с эпитетами “несравненный” и легендами типа “Сама английская королева признавала его лучшим”. Пугачева была примадонной, а “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады” показывали кордебалет Фридрих-Штадт Паласа в перемешку с Иржи Корном, чтобы никто не усомнился в мощи и уникальности вокала, скажем, Эдуарда Хиля. Но сейчас - все иначе. Вот, например, один из сотен роликов проекта COLORS, живущего в Ютюбе уже года три.

“Нет, ну это - совсем другое” немедленно скажет, даже не дослушав, читатель. И будет прав - девушка - в белом, а наша - в желтом, микрофон сверху, задник зеленый, и главное - слова значительно хуже. Да еще и непонятные. А так?

А так - вообще не то. Рэпчика нет, и мужик какой-то левый. У нашей-то - рэпчик, и голосом подземфиривает так талантливо!

С конца 80-х, когда вдруг стало “можно” и с телеэкранов понеслись новые имена и звуки, произошла поразительная штука. Вдруг, с расцветом, доселе запрещенных, рокеров и прочих “наших-не-хуже” возник культ “понятного”. И речь не только о том, что песенка на неизвестном английском заведомо хуже песенки на родном - во всех странах третьего музыкального мира, от Германии и до Японии, есть изумительного качества “аналоги” всех звезд первого, значительно более любимые, чем оригинал. Но если в какой-нибудь Польше величие ска-панк группы Lady Pank не отменяет поклонения оригиналу - POLICE со Стингом, то в России любящие Сплин зачастую не просто не знают Radiohead, но даже искренне презирают знающего. У наших-то тексты душевные.

Любовь и внимание к гармониям и нотам незаметно уступили место куплет-припеву, уводя в русло “шансона”, предлагая единственный критерий качества - “чтоб брало за душу”. И если в 80-90-е за душу брала схожесть с “фирмой”, то сейчас уже никому не интересно, что там у соседей. Соседи - дураки и без души. Сам послушай, какая здесь душа?

Ну, да, добротно и звучно, ясное дело, “у них вон сколько бабла”. И у Киркорова и прочей мерзоты - миллионы - и потому они - чужие. Наш модный звук поднимает на знамя нарочитую дешевизну, подчеркнутую кустарность, пустенький такой “блям-блям”, чтобы отрешиться от денег, чтобы было понятно - честная такая, неподдельная Монеточка - всё сама, всё из самого сердца. Без этих ваших лэйблов.

И ради этого уровня доверия - “она такая, как мы, ей пох, она не продаётся” - нужно нарочно НЕ демонстрировать школу, НЕ поражать вокальной и артистической новостью, НЕ двигаться и не поднимать осознанный взгляд в камеру. Нельзя давать бас, нельзя качать энергию и драйв до мурах, нельзя рвать на себе душу. Поколение отрешенных и разочарованных получило своего героя - имитатора модных тенденций, но - без напряжееенья...

И только так никто и не узнает, что всё это - никакая не музыка. Что Музыка, ее мощное течение, полное новых имен и прорывов в будущее, останется неузнанной и неуслышанной теми, кто с наслаждением найдёт все ответы в подделке. Честном таком, впечатляющем фокуснике, который так расстраивает Земфиру. Которая понимает, как сделан фокус, но прямо сказать не может. Вот и бесится.

И ведь правда, поёшь-поёшь, надрываешься, и тут тебе - какой в жопу голос? Ведь достаточно, с легкой придурковатостью, прочитать голосом нежного паучка, замысловатых строчек, чтобы атрофия души и тела, провисшей сексуальной энергии и позирования стала мэйнстримом и удобной униформой.

“У нас это не работает” говорят мне местные специалисты, о так многом. Московская техно-сцена звучит нежным позвякиванием elevator-music, пока в Амстердаме Крис Либинг крушит тысячеголовый зал многотонным мясом монотонного бита. Супер-профи Би-2, когда-то так грамотно делавшие “не хуже чем NIN, Muse и Depeche Mode” сползли к вялым таким куплетам разочарования, потому, что так - лучше. “У нас не работает” всё, что давит в грудину пульсирующим басом, что заставляет встать и поднять глаза и руки к небу, что ярко и яростно, что бьёт током высокого вольтажа. У нас нет на это ни сил ни желания, потому, что все мы - монеточки, неуверенные в себе прыщавые подростки, понимающие, что взрослый мир - жесток и жёсток, а за игру понарошку - никому ничего не будет. И так - удобнее. Так оно и работает.

Автор: Арсен Даниэль

Комментарии для сайта Cackle

Новости по теме

17 сентября 2018новости

Создатель «Mash» покинул проект

Никита Могутин опубликовал соответствующее заявление на своей странице.

15 сентября 2018новости

Мошки-убийцы держат в страхе жителей Тбилиси

Необычные насекомые наводнили грузинскую столицу

22 августа 2018новости

Facebook атакует: заблокирована страница Кашина из-за шутки Маликова

Социальной сети не понравились высказывания о геях и евреях

21 августа 2018новости

Facebook решил соревноваться с Youtube?

Последнее обновление мобильного приложения удивило функционалом

12 августа 2018новости

Вячеслав Квирикашвили: что случилось, как помочь, какие новости

Нашему большому другу очень требуется ваша помощь и поддержка!